Радиальная анизотропия -волн проявляется в различии скоростей волн и , поляризованных в вертикальной и горизонтальной плоскостях и получаемых путем инверсии дисперсионных кривых волн Рэлея и Лява соответственно. В отличие от изотропных моделей, существующие в настоящее время распределения скоростей S-волн, учитывающие радиальную анизотропию, существенно противоречат друг другу. Одна из причин таких расхождений заключается в том, что для расчета коэффициента радиальной анизотропии, как правило, используются различные наборы данных (трасс) для волн Рэлея и Лява. Это приводит к тому, что восстанавливаемые скоростные разрезы волн и оказываются сглаженными по областям разной формы и размера. Для исключения этого эффекта мы предлагаем методику, в которой исходные данные содержат только дисперсионные кривые волн Рэлея и Лява вдоль одних и тех же трасс и на одних и тех же периодах, а затем выполняются стандартные процедуры поверхностно-волновой томографии и инверсии локальных скоростей поверхностных волн в скоростные разрезы S-волн. С помощью такого подхода было получено распределение коэффициента радиальной анизотропии (α = (V − V) / V, где V = (V + V) / 2) в верхней мантии Юго-Восточной Азии до глубины 300 км в пределах 70−145° E и 20−40° N. Показано, что на глубинах 50−70 км максимумы коэффициента α приурочены к областям с пониженными скоростями волн . Кроме того, на 50 км максимумы значений α тяготеют к областям с максимальными скоростями горизонтальных смещений по GPS-данным (относительно стабильной Евразии). Выявлено, что области с надежно установленной отрицательной анизотропией (α менее −1%), т.е. в которых V > V приурочены к границам литосферных плит.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации